Сформировать обращение

Рекомендации по соблюдению требований, проверяемых в ходе мероприятий по контролю в отношении организаций телерадиовещания

15 июня 2020 года

     В целях профилактики нарушений разъясняем Вам лицензионные требованияв сфере телерадиовещания и обязательные требования законодательства в сфере средств массовой информации.

     При проведении лицензирующим органом проверки соблюдения объемов вещания телеканала (радиоканала) учитывается, что общий объем вещания СМИ включает в себя рекламу в объеме, установленном законодательством о рекламе, и передачи, распространяемые в рамках телеканала (радиоканала).

В случае распространения по лицензии двух средств массовой информации, объем вещания регионального СМИ подсчитывается путем сложения:
- времени, затраченного на вещание непосредственно телепередач (радиопередач);
- рекламных блоков в «окнах» регионального вещания;
- рекламных блоков в «окнах» для размещения в эфире сетевого партнера «региональных рекламных блоков», если они сопровождаются выходными данными регионального СМИ, его наименованием и (или) логотипом.

     Если в эфире сетевого партнера размещается региональная реклама, которая не сопровождается наименованием, логотипом и (или) выходными данными регионального СМИ, такая реклама в общий объем регионального СМИ не включается, и относится к объему вещания СМИ сетевого партнера.

При соблюдении требований об объеме рекламных сообщений в составе телеканала, радиоканала (телепрограммы, радиопрограммы), в соответствии Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  необходимо учитывать следующее:
- прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
- общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток.
- телепередачи, в том числе художественные фильмы, могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не превышала четыре минуты.

     При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении лицензиатов-вещателей изучается запись эфира телеканала (радиоканала), а также сведения, содержащиеся в программах теле-радиопередач, размещенных в средствах массовой информации, а также других документах, которые могут содержать информацию о наименовании выходящих в эфире СМИ передач, а также о дате и времени их выхода в эфир и их тематической направленности. При этом анализируется запись эфира за календарную неделю (с 00:00 понедельника по 24:00 воскресенья).

     Обращаем Ваше внимание, что при проведении профилактических работ и ремонта передающего оборудования лицензиат вправе приостановить вещание со своевременным уведомлением ТУ Роскомнадзора, на территории которого осуществляется вещание согласно приложению № 2 к лицензии на осуществление вещания.

     При кратковременных перерывах вещания, вызванных форс-мажорными обстоятельствами, лицензиату необходимо в кратчайшие сроки уведомить об этом ТУ Роскомнадзора, на территории которого осуществляется вещание согласно приложению № 2 к лицензии на осуществление вещания.

     Соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса право, на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания является лицензионным требованием в сфере телерадиовещания, установленным пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025.

     При проверке программной направленности телерадиоканала осуществляется проверка соответствия распространяемых в составе канала программ и передач тематическим направлениям вещания, указанным в приложении № 1 к лицензии на вещание, без подсчета их процентного соотношения к общему объему вещания.

     При проверке программной концепции телерадиоканала в обязательном порядке производится подсчет процентного соотношения тематических направлений вещания.

     При подсчете процентного соотношения тематических направлений вещания СМИ за 100% принимается общий объем вещания данного СМИ в течение календарной недели за вычетом времени, затраченного на рекламу и объявление выходных данных СМИ.

     «Джинглы» (для радиопрограмм, радиоканалов) либо композиционные заставки (для телепрограмм, телеканалов) также не могут относиться к программам собственного производства, распределяться по тематическим направлениям вещания и учитываться при анализе соблюдения процентного соотношения направлений вещания.

Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться:
- объявлением наименования (названия) телепрограммы, радиопрограммы
- Дополнительно ст. 27. Выходные данные Закона о СМИ содержит требование, предписывающее указывать в выходных данных телеканала (телепрограммы), радиоканала (радиопрограммы) зарегистрировавший его орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации.

При соблюдении ст. 27 Закона о СМИ  необходимо особое внимание обратить на то, что:
- наименование (название) средства массовой информации должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в свидетельстве о государственной регистрации средства массовой информации;
- указание в выходных данных сведений о лицензии, в соответствии с которой осуществляется распространение телеканала (радиоканала), вместо номера свидетельства о регистрации средства массовой информации, недопустимо.

     Обращаем внимание, что указание в выходных данных телеканала (телепрограммы), радиоканала официального сокращенного наименования Службы (Роскомнадзор) не является нарушением требований ст. 27 Закона о СМИ.

     При соблюдении требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» необходимо учитывать, что в соответствии сприказом Минкомсвязи России от 17.08.2012 № 202 «Об утверждении порядка демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией)»:
- знак информационной продукции должен быть не менее размера логотипа телеканала.
- при демонстрации знака информационной продукции при телевещании такой знак не может накладываться на логотип телеканала.
- продолжительность демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией) должна составлять не менее 8 секунд.
- трансляция в эфире без предварительной записи (прямой эфир) телепрограмм, телепередач, а также каждое их возобновление (после прерывания рекламой или иной информацией) допускается без знака информационной продукции.

     Согласно пункту 3статьи 12 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 N 77-ФЗ (далее – Закон)  производители аудиовизуальной продукции в целях ее учета, хранения и использования в государственных архивах и библиотечно-информационных фондах документов доставляют во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию. Материалы организаций по производству телерадиопродукции и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, должны быть направлены во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир.

     Также обращаем внимание телевещателей, что с 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 30.10.2018 № 380-ФЗ « О внесении изменений в ст. 31 Закона РФ «О средствах массовой информации» ипостановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1562 «О внесении изменения в Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания».

     Согласно изменениям, внесенным в статью 31 Закона «О средствах массовой информации», минимальный объем адаптированного контента должен составлять не менее 5% от объема вещания в неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи).

     Для определения объема вещания телеканала в неделю, от которого необходимо вычислять 5% объёма продукции для адаптации в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.10.2018 № 380-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», необходимо взять объем вещания телеканала за календарную неделю в часах за вычетом времени, затраченного на рекламу и телепередачи, выходящие в эфир без предварительной записи.

     Законодатель установил только минимальный объем адаптированного контента, поэтому вещатель по своему усмотрению может адаптировать от 5 до 100 процентов объема вещания телеканала в неделю.

     Если в лицензии указаны несколько телеканалов, то адаптации подлежат 5% от объема продукции каждого СМИ.

     Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены какие-либо дополнительные требования или ограничения при адаптации контента. Таким образом, при исполнении данного требования возможно разбивать адаптированный контент либо пропорционально в течение недели, либо обеспечить его трансляцию единовременно в течение недели.

     Не имеет значения с законодательной точки зрения время демонстрации адаптированного контента, а также его тематическое направление, является ли данный контент программой собственного производства или приобретенной, является ли повтором ранее вышедших в эфир телепередач.

     В соответствии с Методическими рекомендациями об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25.04.2014 № 108, предлагаются следующие способы адаптации контента:
а) субтитрирование;
б) скрытое субтитрирование;
в) перевод на русский жестовый язык;
г) «бегущая строка»;
д) иные способы по согласованию с общественной организацией инвалидов по слуху, имеющей структурные подразделения на территориях более половины субъектов РФ.В случае отсутствия отказа в согласовании от указанной организации в течение тридцати календарных дней после поступления соответствующего запросапредложенные способы (средства) считаются согласованными.

     При адаптации продукции телеканала способом «скрытое субтитрование» можно руководствоваться ГОСТ Р 57763-2017, утвержденным и введенным в действие с 1 января 2018 года приказом Росстандарта от 05.10.2017 № 1340-ст.

     При адаптации продукции телеканала способом «субтитрирование» можно руководствоваться ГОСТ Р 57767-2017, утвержденным и введенным в действие с 1 января 2018 года приказом Росстандарта от 05.10.2017 № 1344-ст.

     Каким из указанных выше способов будет проводиться адаптация контента, а также перечень адаптированных программ (передач) вещатель определяет самостоятельно.

     Использование вещателем только одного способа адаптации контента не будет являться нарушением лицензионного требования.

     Использование в одной программе (передаче) нескольких способов адаптации контента также не является нарушением лицензионных требований, но должно учитывать возможные неудобства зрителей.

     При осуществлении вещания телеканала на нескольких языках рекомендуется осуществлять текстовую адаптацию на русском языке.

     Соблюдение требования об адаптации не предполагает внесения каких-либо изменений в действующие лицензии на вещание.

     Данное требование касается всех категорий телеканалов вне зависимости от среды вещания, территории распространения, тематики (включая эротические и музыкальные) и языка вещания.

Не допускается:
- наложение текстовых строк, используемых для адаптации контента, на (под) иные надписи, размещаемые в эфире программ (передач);
- использование нечитаемого шрифта в силу его размера, цвета (слияние с основным фоном), количества строк и символов, скорости сменяемости текста;
- наложение продукции регионального СМИ на текстовые строки, используемые СМИ сетевого партнера для адаптации контента.

     Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность вещателя предварять демонстрацию адаптированного для инвалидов по слуху контента объявлением об этом, равно как и размещение специальных пометок в опубликованных программах телепередач. Данный вопрос решается вещателем самостоятельно.

     Несоблюдение вышеназванного лицензионного требования вещателем влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, лицензиату выдается предписание об устранении выявленного нарушения.

     По вопросам, связанным с практикой соблюдения законодательства Российской Федерации, представители СМИ и телерадиовещательных организаций Волгоградской области и Республики Калмыкия могут обращаться в Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия по адресу: 400131, г. Волгоград, ул. Мира, д. 9, телефон: (8442) 96-88-77, факс (8442) 96-88-72, а также по электронной почте: rsockanc34@rkn.gov.ru.

Последнее изменение: 15.06.2020 12:00