Разъяснение законодательства организаторам точек доступа Wi-Fi
Данные разъяснения предназначены для организаций и других лиц, организующих возможность доступа в сеть «Интернет» по технологии Wi-Fi для неограниченного круга лиц в общедоступном месте.
Пунктом 6.5 Положения о Роскомнадзоре предусмотрено применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований.
Пунктом 5.1.1.6 Положения о Роскомнадзоре предусмотрено осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию при распространении информации посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При организации доступа в сеть Интернет по технологии Wi-Fi в месте осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем своей деятельности необходимо исключить возможность доступа к информации, которая может причинить вред здоровью и (или) развитию детей.
Перечень указанной информации содержится в ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436‑ФЗ.
Частью 1 ст. 14 указанного закона обязанность ограничить доступ к информации в сети Интернет возлагается непосредственно на организатора такого доступа, при этом в качестве организатора такого доступа рассматривается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые непосредственно организовали точку доступа по технологии Wi-Fi.
Частью 2 ст. 6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в случае, если Вами не будут приняты соответствующие меры. Размер штрафа может достигать 50 000 рублей.
Принятие мер по ограничению доступа к информации не требует каких-либо существенных финансовых затрат, а в некоторых случаях сводится к несложной настройке оборудования или использованию готовых решений.
Если организация самостоятельно не может определиться, как правильно ограничить доступ для детей, то в реализации правильного подхода может оказать содействие тот оператор связи, который предоставил Вам доступ в Интернет.
Наиболее предпочтительно при организации доступа исходить из следующих принципов:
1. Идентифицировать лицо, которому предоставляется доступ, например, по номеру телефона;
2. Исключить возможность доступа к сайтам, на которых расположена или может быть расположена информация порнографического содержания, экстремистской направленности, связанная с распространением наркотиков и подобных веществ, алкогольной продукции, табачных изделий, способная вызвать у детей желание принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Указанный перечень информации не является исчерпывающим, но позволяет понять, к какой информации доступ должен быть ограничен. Полный перечень информации содержится в ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Информировать посетителей организации, что на территории деятельности Вашей организации доступ в Интернет предоставляется с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации. Такое информирование возможно как непосредственно при доступе посетителя организации через сеть Wi-Fi, так и в виде информационных указателей рядом с логотипом Wi-Fi на входе или территории организации.
Обращаем внимание на то, что в сети Интернет можно найти предложения, на которых возможно протестировать организацию ограничения доступа к информации.
Дополнительно, в некоторых случаях, введение ограничения доступа к информации поможет посетителям вашей организации избежать возможности быть объектами мошеннических действий, например, стать клиентом фишингового сайта или какой-либо иной схемы обмана в сети Интернет.
С юридической стороны вопроса Вы, как организатор бесплатного доступа в сеть по технологии Wi-Fi на территории деятельности Вашей организации, вправе самостоятельно определять, доступ к каким сайтам разрешить или запретить, но при этом однозначно необходимо ограничивать доступ к сайтам, которые содержат информацию, перечисленную в ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».