Часто задаваемые вопросы

 

Контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций

Разрешительно-лицензионная деятельность в сфере связи

Контроль и надзор в сфере связи

Защита прав субъектов персональных данных

Надзор в сфере информационных технологий 

Предоставление государственных услуг в электронной форме

Вопрос: Законность обработки Банком персональных данных субъекта после отзыва им согласия на обработку персональных данных при наличии договорных отношений и/или после исполнения обязательств по договору.

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, предусмотренных пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных».

В случае наличия заключенного договора между оператором и гражданином, оператор вправе осуществлять обработку персональных данных гражданина после отзыва им согласия на обработку персональных данных в соответствии с п. 2 и п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных».

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» документы, содержащие сведения, указанные в настоящей статье, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

Таким образом, обработка персональных данных гражданина возможна независимо от отзыва им согласия, как субъекта персональных данных, на их обработку, в том числе после прекращения договорных отношений с Банком, в соответствии с требованиями вышеуказанных правовых норм.

Вопрос: «В моём доме (подъезде) кабели связи операторов связи размещены ненадлежащим образом, распределительные коробки открыты/разбиты; собрание собственников по вопросу разрешения входа оператора связи в дом не производилось»

Ответ: Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – закон «О связи») организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Разрешение на установку средств связи в существующих строениях выдают собственники данных строений, заключая с оператором связи договоры на эксплуатацию соответствующих элементов строения.

При отсутствии надлежащим образом оформленного решения собственников многоквартирного дома о передаче в пользование общего имущества для размещения оборудования связи  и, соответственно, подписанного договора, то в этом случае собственники вправе защищать свои права в судебном порядке. В случае если недвижимое имущество, принадлежащее гражданину или юридическому лицу, в результате осуществления строительства, эксплуатации средств связи и сооружений связи не может использоваться в соответствии с его назначением, собственник или иной владелец в судебном порядке вправе требовать расторжения договора с организацией связи об использовании этого имущества.

Вместе с тем,  вопросы контроля и надзора в данной сфере, а также  принятия мер реагирования в отношении организаций - операторов связи, разместивших средства связи в жилых строениях в нарушение действующих норм жилищного законодательства Российской Федерации, выходят за рамки полномочий Управления, определенных Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия, утвержденным приказом Роскомнадзора от 25.01.2016  № 48.  Вышеуказанным Положением  полномочия  как к понуждению операторов связи к заключению договоров с управляющими организациями многоквартирных домов, так и организации собраний собственников Управлению не предоставлены. Также Управление не в праве давать указания операторам связи монтировать или демонтировать линейно-кабельные сооружения связи на общедомовых территориях многоквартирных жилых домов каким-либо конкретным способом.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона №126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Согласно п. 1 ст. 46 ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услуги в соответствии с правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи. Размещение оборудования связи в доме необходимо для надлежащего исполнения принятых оператором связи на себя обязательств по данным договорам - предоставление абонентам услуг связи. В силу публичности договора на оказание услуг связи (ст. 426 ГК РФ) оператор связи не вправе отказать собственникам помещений дома в предоставлении услуг связи.

При вводе сетей связи в эксплуатацию Управление  Роскомнадзора руководствуется требованиями, изложенными в Приказе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 26 августа 2014 г. № 258 "Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию".

Согласно п. 14 Приказа от 26 августа 2014 г. № 258, Оператор связи в течение 10 рабочих дней после ввода в эксплуатацию сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи) уведомляет о вводе в эксплуатацию соответствующий территориальный орган Роскомнадзора, на подведомственной территории которого размещается эта сеть электросвязи (фрагмент сети электросвязи), путем направления уведомления о вводе в эксплуатацию. К уведомлению необходимо прикладывать пакет документов, в том числе перечень используемых средств связи с указанием наименования типа и номера сертификата соответствия на средства связи или декларации о соответствии средства связи. Сотрудники Управления не принимают участия в приёмочных комиссиях по вводу в эксплуатацию фрагментов сетей связи в многоквартирных жилых домах.

При этом по вопросам, связанным с неправомерными действиями (бездействием) управляющих компаний, рекомендуем обращаться в инспекцию Госжилнадзора Волгоградской области.

Вопрос: «С моего компьютера не доступны некоторые игровые серверы, на форумах указывают что они были заблокированы Роскомнадзором»

Ответ: Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г.  № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

В соответствии с п. 13. Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обязан ограничить доступ к перечню доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», находящихся в Едином реестре. Роскомнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ограничение доступа к информации в сети «Интернет» в рамках реализации статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

Через электронную форму, опубликованную на сайте в сети «Интернет» blocklist.rkn.gov.ru, можно получить данные о принятых мерах по ограничению доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет», а также сетевым адресам в рамках исполнения требований статей 15.1-15.6-1 Федерального закона № 149-ФЗ. 

В случае, если доступ к доменному имени (указателю страницы сайта) не ограничен, однако сетевой адрес интернет-ресурса блокируется в связи с нахождением на нем сайта - «нарушителя», владельцы таких Интернет-ресурсов вправе обратиться к любому провайдеру хостинга за предоставлением соответствующих услуг хостинга. 

Роскомнадзором провайдеру хостинга перед ограничением доступа направляется уведомление, в соответствии с которым такой провайдер может самостоятельно удалить или блокировать запрещенный контент. Таким образом, провайдер хостинга может исключить риск блокировки иных добропорядочных ресурсов, которые находятся с сайтом - «нарушителем» на одном сетевом адресе.

Отдельно отмечаем, что в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 1759-О (http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision172883.pdf) содержится следующая позиция в отношении владельцев сайтов, не содержащих запрещенной к распространению в Российской Федерации информации, но доступ к которым оказался ограничен в связи с включением сетевого адреса в Единый реестр: «…их права на распространение информации, по существу, оказываются затронуты не решением о включении сетевого адреса в Единый реестр и принятыми в связи с этим мерами, а ненадлежащими действиями (бездействием) обслуживающего сайт провайдера хостинга. Соответственно, защита их права на распространение информации должна осуществляться, прежде всего, в рамках правоотношений с обслуживающим сайт провайдером хостинга».

В целях оперативного рассмотрения вопросов, связанных с ограничением доступа, открыта «горячая линия» Роскомнадзора - Hotlinerkn@rkn.gov.ru, Hotlinerkn@yandex.ru.

Узнать новости о снятии с блокировки подсетей IP-адресов, в том числе возможных IP-адресов игровых серверов, можно на официальном сайте Роскомнадзора по адресу https://rkn.gov.ru/news/rsoc/.

Публикация в средствах массовой информации материалов, порочащих честь и достоинство.

В соответствии со ст.29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1"О средствах массовой информации" (далее – Закон о СМИ) в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1"О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии со ст. 56 Закона о СМИ учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации и иные нарушения законодательства о средствах массовой информации установлена ст. 59, 60 Закона о СМИ. В указанных статьях ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности и унижающих честь, достоинство и деловую репутацию, не установлена.

Вместе с тем стоит отметить, что в соответствии со ст. 43 Закона о СМИ гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет, в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Лицо, в отношении которого распространены ложные сведения, порочащие честь и достоинство, имеет право на обращение в суд с заявлением о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда, причинённого распространением недостоверной информации. В соответствии с ч.1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

В соответствии со ст. 62 Закона о СМИ моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

ВОПРОС: При соединении со службой технической поддержки ПАО "ВымпелКом" возникают трудности.

ОТВЕТ: При обращении в техническую службу оператора ПАО "ВымпелКом"  по номеру 0611 автоинформатор, используемый оператором связи для предоставления услуг бесплатной информационной службы, приветствует абонента, предоставляет информацию о текущем тарифе абонента и предлагает переход в следующее голосовое меню с помощью нажатия цифровых кнопок на телефонном аппарате. По завершению голосовой информации, предоставляемой автоматизированной справочной системой, сообщается о возможности связи абонента с оператором абонентского обслуживании посредством нажатия на телефонном аппарате клавиши "0".

При этом автоматизированная система сообщает время ожидания в минутах и о возможности осуществления обратного звонка в любое удобное время для абонента.

Одновременно установлено, что при желании абонента связаться с оператором не обязательно прослушивать все голосовые сообщения меню, а сразу после набора номера 0611, необходимо нажать на телефонном аппарате  клавишу "0".

Соединение с оператором происходит в зависимости от загруженности сети связи, но при всех контрольных наборах не превышало 2-х минут. 

 

ВОПРОС: Законность обработки персональных данных в рамках исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, а также поручение обработки персональных данных третьему лицу.

ОТВЕТ: Сообщаем, что обработка персональных данных допускается в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".

В случае наличия заключенного договора между оператором и гражданином, оператор вправе осуществлять обработку персональных данных гражданина в соответствии с п. 1 и п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных».

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» даже в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных, если это необходимо для исполнения договора.

Также, разъясняем, что согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта.

     При обращении в Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия с жалобой на оказание услуг связи каким-либо оператором связи в обращении необходимо указать следующую информацию:
• Ваши полные ФИО;
• приложить копию договора на оказание услуг связи между Вами и оператором связи (по возможности);
• указать абонентский номер сим-карты (если с ним связана жалоба);
• указать лицевой счёт или другие данные для идентификации Вас как абонента оператора связи;
• указать место (адрес) получения или желаемого получения услуг связи;
• указать дату обращения в службу технической поддержки оператора связи (если таковые имелись).

Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?
Ответ: Согласно п. 2-11 ч. 1 ст. 6. Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.


Вопрос: Чем регламентирована обязанность оператора уведомлять уполномоченный орган об обработке персональных данных? В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?
Ответ: В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:
1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;
5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора https://rkn.gov.ru  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.


Вопрос: Будет ли являться нарушением законодательства РФ в области персональных данных вывешивание списка должников в объеме номер квартиры и сумма задолженности?
Ответ: Информация о номере квартиры, а также об имеющейся задолженности по ней, не является персональными данными, поскольку одновременно может относиться как к нескольким субъектам персональных данных, так и ни к одному из них. По указанным данным определить принадлежность информации, а именно номера квартиры и имеющейся задолженности по ней, конкретному субъекту персональных данных не представляется возможным.
Предоставление доступа к персональным данным граждан Российской Федерации неограниченному кругу лиц путем размещения списка должников в объеме - сумма задолженности и номер квартиры будет признаваться персональными данными при условии наличия дополнительных сведений, позволяющих отнести их к конкретному физическому лицу.

Законность обработки персональных данных в рамках исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, а также поручение обработки персональных данных третьему лицу.

Сообщаем, что обработка персональных данных допускается в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".

В случае наличия заключенного договора между оператором и гражданином, оператор вправе осуществлять обработку персональных данных гражданина в соответствии с п. 1 и п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных».

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» даже в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных, если это необходимо для исполнения договора.

Также, разъясняем, что согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта.

Время публикации: 01.04.2014 08:16
Последнее изменение: 11.10.2018 13:55